Добрый сайт о БДСМ
23Фев/1212

Обучающие игры

Методы дрессировки животных как тематическая игра

Я недавно прочитала книгу, написанную профессиональной дрессировщицей животных. В целом, книга достаточно далека от темы БДСМ, но мне там встретилось описание некоторого упражнения, игры для дрессировщиков, и это описание вызвало очень даже тематические ассоциации.

Надо пояснить, что весь смысл книги в том, что можно выработать желаемое поведение (как у животных, так и, в общем-то, у людей) при помощи так называемого положительного подкрепления. Им может быть как еда, так и внимание, ласка, одобрение. Тонкость, в том что это подкрепление надо давать субъекту ровно в тот момент, как он демонстрирует желаемое поведение, или хотя бы намёк на него. Это упражнение должно научить будущего дрессировщика давать точное и своевременное подкрепления. Причём, автор книги занимается, в основном, с дельфинами, и в книге также говорится, что в качестве подкрепления используется звук свистка (т.к. не всегда возможно дать животному рыбу именно в тот момент, когда оно делает свои трюки в воде), и дельфины довольно быстро соображают, что свисток означает поощрение.

Итак, в предложенной игре испытуемому придётся побыть таким дельфином. Или собачкой... или лошадкой...

Вот как автор описывает суть игры:

«Одним из простых и завораживающих способов развить навыки выработки являются обучающие игры. Я использовала эти игры, обучая технике дрессировки. Многие тренеры играют в них из спортивного интереса; они интересны и для развлечения гостей.

Для игры необходимо по крайней мере два человека: обучающийся и тренер. Оптимально количество шесть человек, потому что тогда каждый может побывать и испытуемым и тренером, прежде чем группа утомится; большая группа, например класс или лекционная аудитория, тоже возможна, потому что наблюдать за этим почти так же увлекательно, как участвовать.

Вы отсылаете испытуемого из комнаты. Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформулировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться на стул. Испытуемый приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и производить любые движения; тренер свистком подкрепляет движения в направлении желаемого действия. Я предпочитаю, по крайней мере при первых нескольких подкреплениях, придерживаться правила, чтобы "подопытный" должен был возвращаться к дверям после каждого подкрепления начинать действия заново; это, по-видимому, препятствует развитию у некоторых испытуемых тенденции просто останавливаться в том месте, где было получено последнее подкрепление. И никаких разговоров. Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются (разрешаются), но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не достигнуто задуманное поведение.»

Несколько примеров игры из книги

«Мы вшестером играем в комнате у одного из друзей. Руфь соглашается быть подопытной, очередь Анны быть тренером. Руфь выходит из комнаты. Мы решаем, что поведение должно состоять в том, чтобы включить лампу, стоящую на столике у кушетки.

Руфь приглашается назад и начинает двигаться по комнате. Когда она поворачивается в сторону лампы, Анна свистит. Руфь возвращается на "старт" (дверь в комнату), затем целенаправленно движется к точке, где получила подкрепление, и останавливается. Свистка нет. Она делает попытку сдвинуться с места сначала в сторону от лампы. По-прежнему свистка не слышно, Руфь снова начинает ходить. Когда она снова направляется к лампе, Анна свистит. Руфь возвращается к двери, а затем снова к тому новому месту, где она только что слышала свисток, но на этот раз она продолжает двигаться вперед. Удача: свисток! Не возвращаясь к двери, она еще немного проходит вперед и слышит свисток, как раз когда проходит мимо конца стола. Она останавливается. Стучит по краю стола. Свистка нет. Разводит руками, свистка нет. Одна рука слегка касается абажура. Анна свистит. Руфь начинает ощупывать со всех сторон абажур - двигать, поворачивать, качать: свистка нет. Руфь опускает руку под абажур. Свисток. Руфь снова опускает руку под абажур и производит очень знакомое действие, имеющее какую-то цель, она осуществляет эту цель и включает лампу. Анна свистит, а мы все аплодируем.

Но не всегда все идет так гладко, даже если поведение простое и знакомое. Если вернуться к только что проделанному эксперименту, то надо сказать, что Анна нашла хорошее решение при обучении, воздержавшись от подкрепления, когда Руфь пошла в сторону от места, где получила подкрепление первый раз, двигаясь в неверном направлении. Однако, если бы Руфь снова пошла к тому месту и остановилась бы, у Анны могли бы возникнуть затруднения.

Вот пример обучающей игры, в которой встречается больше затруднений. Я вела занятия по приемам дрессировки в старшем классе школы. Леонард был подопытным, а Бет тренером. На этот раз поведение состояло в том, чтобы включить свет выключателем, расположенньм на стене.

Леонард пошел в комнату и начал по ней двигаться, а Бет быстро обучала его подходить к стене, на которой находился выключатель. Однако Леонард начал свое движение, держа руки в карманах: после нескольких подкреплений за движение с руками в карманах, их там как будто приклеили.

Он толкал стену, поворачивался и прислонялся к ней, он даже прислонился к выключателю, но казалось, что он не замечал выключателя и ни разу не вынул рук из карманов.

Наблюдая это, я думала, что если бы была возможность заставить Леонарда ощупывать стену рукой, он заметил бы выключатель и зажег бы свет. Но как вынуть эти руки из карманов? Бет "подловила" с помощью свистка сгибание ног в коленях в то время, когда Леонард стоял спиной к стене, и скоро обучила его тереться спиной о стенку около выключателя. Остальные ученики начали хихикать, так как поняли, что, сдвинув эти движения в сторону, Бет может заставить Леонарда нажать выключатель спиной и тем самым достичь результата случайно, если уж не получается преднамеренно.

Но это был медленный процесс, а мы стали замечать, что Леонард начинает расстраиваться и сердиться.

"Можно я попробую?" - спросила Марта. Бет взглянула на меня вопросительно, я кивнула, класс согласился с видимой неохотой, и Марта вынула свой собственный свисток (подкрепление в виде владения свистком производилось в условиях очередности). Марта отправила Леонарда назад на стартовую позицию у двери, а затем поставила стул недалеко от выключателя на расстоянии примерно фута от стены, уселась на него сама и кивнула Леонарду, чтобы он начинал. Он тотчас же кинулся к стене, где его так часто подкрепляли, следуя мимо Марты и видимо игнорируя ее новое положение. Когда он проходил мимо нее, она быстро выставила ногу, дав ему подножку.

Руки Леонарда вылетели из кармана и уперлись в стену, чтобы предотвратить падение; как только руки коснулись стены, раздался свисток. Леонард застыл. Он глядел на Марту. Она смотрела в пространство, чтобы не давать ему никакого намека. Он начал осторожно похлопывать по стене; она это действие подкрепила: Он снова похлопал по стене и на этот раз посмотрел на то, что делает; она снова это подкрепила. Затем мы все увидели, как Леонард внезапно посмотрел на выключатель. Все затаили дыхание. У него напряглась спина от внезапного осознания, и он включил свет. Бурные аплодисменты.»

Мне кажется по описанию, что это упражнение прекрасно подходит для укрепления взаимопонимания в паре (опционально, тематической), не говоря уж о тренировке послушания. Для "тренера" (или верхнего, используя нашу терминологию) эта игра тоже становится испытанием, позволяющим понять, насколько умело он руководит своим "животным".

Ну и конечно, при чтении этих строк мне представилось, что задания я бы придумывала немножко другие, поинтереснее. А для усложнения задачи можно было бы связать руки за спиной, или вставить в рот кляп... А лучше, то и другое, и можно без хлеба! :-)

А если не забыть тот факт, что точно такими же методами дрессируют собак, лошадей, дельфинов и вообще любых животных, то такую игру можно считать некоторой разновидностью pet-play.

Ещё несколько нюансов

«Все участвующие в обучающей игре, будь то участники или зрители, получают урок почти при каждом подкреплении. Прежде всего тренер должен уяснить, что точность времени подачи подкрепления превыше всего. Предположим, испытуемый приближается к выключателю, но в этот момент, когда тренер дает свисток, поворачивается в сторону от него. Ладно, думает тренер, я подловлю его в следующий раз. А теперь, предположим, испытуемый возвращается на стартовую позицию, затем быстро направляется в сторону выключателя и поворачивается от него. Увы! Тренер сформировал этот поворот. И все, а не только тренер, видят, насколько критично дать свисток чуть раньше, пока желаемое поведение в действительности осуществляется.

Испытуемый должен уяснить, что при этой форме обучения мозг - не помощник. Совершенно безразлично, что вы об этом думаете; если вы просто передвигаетесь, коллекционируя свистки, ваше тело поймет, что делать, без вашей помощи. Это поистине мучительный опыт для ярких интеллектуальных людей. У них имеется тенденция замирать, услышав свисток, и пытаться анализировать, что они делали. То, что они этого не знают, и то, что их незнание ничего не значит, их шокирует.

Однажды мы с моей коллегой Шери Диш обучали психолога Рональда Шустермана ходить по комнате заложив руки за спину в течение примерно минуты - довольно длительный период без подкрепления, но он был очень прилежен. До тех пор, пока собравшиеся не пришли к мнению о том, что мы полностью сформулировали поведение, и не разразились аплодисментами (что является подкреплением для тренера и почти всегда возникает спонтанно). Рон, который во время своих исследований много работал с обучением животных и который опрометчиво считал, что его самого нельзя "выдрессировать", не подозревал, что его сцепленные за спиной руки являются сформированным поведением, а не просто надпороговым выражением мышления.

То, что при этом происходит, не является разновидностью макиавеллевского обучения с подкреплением, но случай привычной ошибки, когда считается, что словесная коммуникация наиболее важна и что обучение не может произойти без использования языка или по крайней мере некоего вербального осмысливания. Опыт невербального обучения особенно полезен для тех, кто использует массу словесных инструкций в своей профессиональной деятельности: учителей, терапевтов, инспекторов. Побывав "животным", вы сможете проникнуться симпатией, даже сочувствием к любому субъекту, который осуществляет формируемое вами поведение, но не отдает себе отчета, что от него ожидается, и поэтому легко впадает в ошибки.

Вы сможете быть терпеливыми по отношению к животному (или ребенку, или больному), которое срывается и впадет в ярость, когда то, что он считал правильным действием, оказывается неподходящим, это непредвиденное осложнение у человеческих существ может вызвать слезы. И если вы однажды в эксперименте осуществили невербальное формирование поведения у взрослого человека, вы не будете с такой легкостью говорить при обучении и тренировке в реальной жизни, что субъект (неважно, животное или студент) "ненавидит меня", или "нарочно старается вывести меня из себя", или "глуп", или "должно быть, болен сегодня". Во время этого эксперимента, в котором каждый участвует с собственного согласия и по желанию, становится совершенно очевидно, что если что-то идет не так, то это зависит от процесса обучения, а не от того, кого обучают.»

Вот ещё несколько интересных, на мой взгляд, примеров игры:

«Озарение, которое возникает от этой игры у профессионалов, тоже достаточно забавно (и все остальные в тот же момент, что и вы, чувствуют ваше озарение - вы его не можете скрыть, а с другой стороны, вас окружает забавное сочувствие). Очарование игры, используемой просто как времяпровождение, состоит в том, что в нее может играть любой человек без какой-либо предварительной подготовки. Некоторые люди обладают удивительными способностями к этому.

Как показывает мой опыт, обладающие хорошей интуицией, творческие, чрезвычайно эмоциональные люди становятся большими дрессировщиками, а спокойные, наблюдательные люди - прекрасными подопытными - как раз наоборот, чем можно предположить. И, наконец, достаточно только взглянуть на комнату, заполненную народом, поглощенным происходящим процессом формирования (действия), когда все, кроме подопытного, сидят не шелохнувшись, а тело и мозг тренера сконцентрированы на задаче, чтобы увидеть, что этот эксперимент достоин кисти художника или пера писателя: это творчество. За исключением театра, ощущение творчества редко является групповым. И уже только с одной этой точки зрения обучающая игра представляет ценность.

Мы провели несколько запоминающихся раундов обучающей игры в океанариуме "Жизнь моря", особенно запомнилась одна, в которой философ Грегори Бейтсон, который будучи подопытным у нескольких дрессировщиков дельфинов убедительно доказал, что его невозможно обучить, и не потому, что он стоял без движения - думал, а потому, что предлагал такое бесконечное разнообразие ответов, что просто засыпал ими дрессировщика. Другой интересный для меня . раунд этой игры состоялся однажды после завтрака, на котором присутствовали шесть деловых женщин, мало знакомых друг с другом и не связанных общностью работы. После двух часов игры, в которой психотерапевт оказалась превосходным "животным", а танцовщица диско - блестящим тренером, мы расстались, узнав друг друга много лучше и к тому же питая друг к другу большую симпатию.

В 1980 г. я вела курс экспериментальной дрессировки у группы студентов одного из колледжей в Нью-Йорке. Мы играли в обучающую игру в классе, а основное ядро, состоящее из полдюжины наделенных дьявольским воображением девиц, начали играть в обучающую игру дома между собой, работая обычно парами и формируя экзотические формы поведения, такие, как подниматься по лестнице задом наперед В колледже их научили, с моей точки зрения, успешно, аналитическому мышлению, и они все очень тщательно продумывали как до, так и после каждого эксперимента по формированию (поведения) и энергично взялись за формирование поведения со смаком, присущим шестнадцатилетним. Они тут же принялись дрессировать родителей, применять положительное подкрепление для учителей и превращать неприятные сборища в веселые компании, избирательно подкрепляя желательное поведение.»

Мне думается, что подобная игра была бы к месту на тематических вечеринках. Ещё можно играть с соревновательным моментом - у кого наиболее выдрессированный нижний. Ещё можно использовать отрицательное подкрепление - т.е. наказывать за неправильное поведение (хотя, справедливости ради, надо сказать, что автор книги выступает против таких методов). Много чего можно, была бы фантазия.

В общем, я теперь ищу в интернет-магазинах красивый свисток ;)

Отправлено:

Комментарии (12) Пинги (0)
  1. Бихевиоризм для “чайников”)

    +1 0 -1 0

  2. Ха, интересная статья на сайте вместо ожидаемого поздравления с 23 февраля… :)

    Идея игры забавная даже для компании ванилинов, для тематической же тусовки можно придумать на эту тему действительно интересные вариации!

    +1 2 -1 0

  3. Не скажу, что до конца поняла все тонкости предлагаемой идеи (в БДСМ я не очень разбираюсь), но ход мысли и картинка мне нравится, спасибо автору!

    Кстати, видела интересные свистки в магазине, где покупаю экипировку: http://sturm-moskva.com/goods?chapter_id=17&subchapter_id=127&id=69637. Может подойдёт Вам.

    +1 0 -1 0

  4. черт… азы… порой так необходимо вспомнить основы. Спасибо за напоминание! :)

    +1 1 -1 0

  5. Прикольно, только свисток – это несовременно, да и помехи возникают, если в помещении несколько игроков. Как они будут свистки-то различать? Я предлагаю вибраторы с беспроводным пультиком управления – посылаем импульс положительного подкрепления нажатием кнопки! :) Как упрощённый вариант можно использовать смартфон, благо они почти у всех уже есть.

    Популярный комментарий. +1 5 -1 0

    • Кстати да, свисток, он как-то резковат для положительного подкрепления, да и с гаи ассоциируется.

      +1 1 -1 0

      • ну проявите фантазию, милейший-ведь кроме свистка можно использовать и другие приблуды. Вот, Байкершей навеяло-можно записать звук стартующего мота, и звук торможения, есть на байк-шоу такой конкурс-на самый громкий звук-оттуда записать можно, чем ближе к разгадке-тем громче звук, и наоборот. Или с отжига покрышки, на самый громкий выхлоп там. Можно разные песенки включать, накачать фразишки с инета, с мультов смешных или с кино стебных. Или вообще манок для животных/птиц использовать. Фонариком тоже можно сигналы подавть. Или плеткой-за движение не в ту сторону-удар. Промедление-удар… Льдом можно покидаться, если делает не то, что надо. Ну что мне вас учить-то, чай не маленький :)

        +1 2 -1 0

    • Электрошокеры с беспроводным управлением! Как в новогодний развлечениях Элисон.

      Хотя это уже меня занесло в фантазии, наверное, да? ))))

      Популярный комментарий. +1 7 -1 0

  6. Даже не догадывалась, что в работе дрессировщика дельфинов есть такие тонкости. Заинтересовалась книгой целиком, нашла её в яндексе по приведённым цитатам, почитаю. :)

    Спасибо автору за интересный обзор и практический подход к идее! Я бы тоже была не против принять участие в такой игре как-нибудь при случае.

    Популярный комментарий. +1 5 -1 0

  7. Это потрясающая идея! Можно использовать вместо свистка кликер ;)

    +1 1 -1 0


Добавить комментарий

Нет обратных ссылок на эту запись.

Перейти к верхней панели